Sotsial'no-ekonomicheskoe prostranstvo regionov
Created by the editorial staff of Sochi State University Scientific Periodicals
Russian (CIS)
English (United Kingdom)

№2, June 25, 2024


1.
Колонка главного редактора


Статьи

2. Н.В. Биттер, В.В. Шумков
Региональные особенности проектирования и развития сферы услуг санаторно-курортного туризма Алтайского края

Социально-экономическое пространство регионов. 2024. 18(2): 67-74.

Abstract:
Специфика природных условий и рекреационных ресурсов Алтайского края оказывает существенное влияние на формирование услуг санаторно-курортного туризма и рекреации. Развитие данной сферы во многом определяется потенциалом природных ресурсов, уровнем развития инфраструктуры, состоянием санаторно-курортного комплекса. В настоящее время в Алтайском крае наблюдается рост туристского потока, развитие санаторно-курортного туризма. Одним из драйверов роста является развитая санаторно-курортная и туристская сфера, характеризующаяся разнообразием профилей с передовыми лечебно-оздоровительными технологиями на основе природных рекреационных факторов. В статье рассмотрены основные понятия санаторно-курортного и туристского проектирования санаторно-курортных и туристских продуктов и услуг. Раскрыта специфика разработки продуктов санаторно-курортной отрасли, а также услуг и проектирования рекреационных территорий. Работа посвящена описанию деятельности Центра инжиниринга «Курортно-рекреационное проектирование» по разработке стратегических проектов, направленных на развитие туристских территорий Алтайского края с учетом размещения лечебных и курортно-оздоровительных комплексов. Описан ряд проектов по обоснованию рационального использования рекреационных ресурсов при разработке региональных санаторно-курортных продуктов.

Keywords: туризм, рекреация, регион, санаторно-курортный продукт, курортно-туристское проектирование, Алтайский край.


3. D. Vintu
Modelling Euro Area Yield Curves

Социально-экономическое пространство регионов. 2024. 18(2): 75-85.

Abstract:
This paper aims to plot interest rates of bonds of equal credit and different maturities. Three kinds of yield curves incorporate normal, inverted, and flat. Ordinary curves highlight monetary extension, and descending inclining curves highlight financial downturn. As well as utilizing the state of the yield curve to assist with deciding the current and future strength of the economy, the yield curve possesses an extraordinary spot contrasted with any remaining yield curves as it is by and large viewed as the "benchmark curve." Yields on Government securities and different protections are for the most part among the least since they're supported by the full confidence and credit of the AAA. This permits security financial backers to contrast the yield curve and that of more dangerous resources, for example, the yield curve of Office securities or A-evaluated corporate securities for instance. The yield contrast between the two is alluded to as the "spread." The nearer the yields are together the more sure financial backers are in facing the challenge in a security that isn't government-supported. The spread for the most part augments during downturns and agreements during recuperations.

Keywords: yield curve, stationarity, random walk, autocorrelation, heteroskedasticity.


4. Ю.А. Дмитриев, Е.К. Воробей
Электропроводящие магнитные жидкости для современной экономики: разработка способов изготовления, исследование свойств, определение областей применения

Социально-экономическое пространство регионов. 2024. 18(2): 86-95.

Abstract:
Разработана электропроводящая магнитная жидкость на основе высокодисперсного железа, неполярного органического растворителя – вазелинового масла и добавок поверхностно-активных и тиксотропных веществ, выполняющих роль стабилизаторов, электропроводность которой находится в диапазоне, соответствующем диапазонам измерения стандартных электроизмерительных приборов. Увеличение электропроводности магнитной жидкости достигнуто за счет предварительного формирования на поверхности частиц железа слоев металлической меди методом химического осаждения в растворе сульфата меди, а также за счет добавления в состав жидкости некоторого количества высокодисперсной коллоидной меди, получаемой методом восстановления оксида меди углеродом в среде высококипящего органического растворителя полидиметилсилоксана. При помощи лабораторного стенда, позволяющего создавать магнитные поля с различной величиной индукции и определять электрическое сопротивление магнитной жидкости при действии этих полей, было установлено, что магнитное поле вызывает уменьшение сопротивления жидкости, то есть чем больше индукция, тем, соответственно, ниже сопротивление, и наоборот, чем индукция меньше, тем сопротивление больше. Данный эффект позволяет предложить использование полученной магнитной жидкости в качестве альтернативы современным полупроводниковым магниторезисторам – широко применяемым приборам, принцип действия которых основан на изменении их электрического сопротивления под действием внешнего магнитного поля. Показано, что магнитоизмерительные элементы, изготовленные из электропроводящей магнитной жидкости, способны работать в диапазоне более слабых (примерно в 3 раза по величине индукции) магнитных полей, чем полупроводниковые магниторезисторы, а также имеют более низкую (примерно в 4 раза) стоимость, что свидетельствует в пользу целесообразности их применения вместо полупроводниковых аналогов.

Keywords: электропроводящая магнитная жидкость, ферромагнитный материал, карбонильное железо, диэлектрическая жидкость, поверхностно-активные вещества, электрическая проводимость, электрическое сопротивление, магнитное поле, индукция, магниторезистор.


5. Н.В. Савельев, А.Н. Столярова
Перспективы цифровизации дистанционной торговли в РФ и за рубежом

Социально-экономическое пространство регионов. 2024. 18(2): 96-101.

Abstract:
Процесс цифровизации дистанционной торговли, хоть и идет уже много лет, остается относительно молодым явлением, которому лишь предстоит раскрыться в будущем. Оказывая влияние на развитие торговли в разных странах, дистанционная торговля преобразуется и, с одной стороны, сохраняет свои общие черты вне зависимости от привязки к той или иной стране, но, с другой стороны, учитывает определенные региональные особенности. Эти особенности в разной степени варьируются и отличаются между собой с учетом развития дистанционной торговли под влиянием ряда факторов. В ходе анализа развития дистанционной торговли в РФ и за рубежом были изучены темпы роста объема онлайн-торговли в ряде мировых лидеров в данной сфере, проанализировано влияние пандемии COVID-19, а также выявлены другие факторы, оказавшие влияние на развитие онлайн-торговли как основной формы дистанционной торговли в мире. Проделанная работа позволила предложить потенциальные перспективы развития дистанционной торговли в РФ и за рубежом с точки зрения ее цифровизации и перехода в онлайн-среду. Были выявлены сходства и различия этих перспектив и дан общий прогноз развития дистанционной торговли в РФ и за рубежом.

Keywords: дистанционная торговля, цифровизация, онлайн-торговля, электронная коммерция, торговля через интернет.


6. Я.С. Тестина, Ф.Н. Веселов
Клиническая практика в практико-ориентированном подходе при обучении по направлению «Туризм»

Социально-экономическое пространство регионов. 2024. 18(2): 102-111.

Abstract:
В статье рассмотрено применение клинической практики в практико-ориентированном подходе обучающихся по направлению «Туризм» на примере Санкт-Петербургского государственного университета. Обосновано применение клинического подхода не только для юридических специальностей как способа практического обучения студентов. Предложено создание авторской модели экскурсионно-туристской клиники, которая подразумевает возможность комплексного формирования профессиональных компетенций студентов, изучающих туризм, а также будущих музеологов, историков, культурологов, искусствоведов и лингвистов. Экскурсионно-туристская клиника подразумевает формирование комплексных компетенций в рамках адаптации теоретических знаний обучающихся к решению конкретных задач путем проведения исследований в области методики экскурсовождения, разработки конкретных экскурсионных программ и экскурсионных маршрутов, встраивания экскурсионных маршрутов в туристский продукт, формирования турпродуктов, адаптации турпродуктов для различных категорий граждан, разработки событий для продвижения брендов территории и апробации их результатов в командном формате на безвозмездной основе. В статье определены возможные направления развития экскурсионно-туристской клиники, обозначено ее место в перспективном учебном плане основной образовательной программы, приведена структурная модель работы клиники, опирающейся на формы возможной клинической практики, на основании которой произведено выявление результатов работы клиники. Предлагаемые авторские разработки могут быть применены после адаптации в высших учебных заведениях Российской Федерации, обучающих по направлению «Туризм», а также экстраполированы на другие смежные направления. Экскурсионно-туристская клиника позволит повысить эффективность практической деятельности обучающихся по направлению «Туризм» и сформировать пул выпускников с практическим опытом и современным проектным мышлением.

Keywords: клиническая практика, практико-ориентированный подход, туризм, экскурсионно-туристская клиника.


7. Л.А. Цурак, В.А. Вдовина
Тренды развития финансового сектора Российской Федерации

Социально-экономическое пространство регионов. 2024. 18(2): 112-119.

Abstract:
В данной статье рассмотрены тенденции развития финансового сектора России. Финансовый сектор России находится в фазе интенсивного развития, отличающегося активной интеграцией цифровых технологий. Внедрение инноваций, таких как онлайн-банкинг и мобильные приложения, призвано сделать финансовые услуги более доступными и удобными для клиентов. Рост популярности инвестиций в технологические стартапы свидетельствует о стремлении инвесторов к диверсификации портфелей и поиску новых возможностей для прибыльного развития. Важно отметить, что подобные изменения требуют от финансовых компаний не только гибкости и адаптивности к новым условиям рынка, но и постоянного развития и совершенствования своих услуг. Вместе с тем акцент на использовании инноваций способствует повышению эффективности и конкурентоспособности отрасли в целом. Выводы исследования подчеркивают важность современных технологий для сектора финансов и необходимость поиска перспективных стратегий развития. Российские финансовые учреждения активно реагируют на изменяющиеся требования рынка, стремясь обеспечить клиентов современными инновационными услугами.

Keywords: финансовый сектор, технологии, ESG, кибербезопасность, геополитические факторы, инфляция.


8. В.Н. Шарафутдинов, Е.В. Онищенко
Основные проблемы и риски стратегирования Сочинской курортной агломерации на период до 2035 года

Социально-экономическое пространство регионов. 2024. 18(2): 120-136.

Abstract:
Статья посвящена пристальному анализу проблем, четко обозначенных в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края на период до 2035 года. Это слабая институциональная система, отсутствие понимания структуры комплексного курортно-туристского продукта, образование в его развитии системных дисбалансов устойчивости, ослабление внимания к бальнеологической составляющей сочинского курорта в ходе его предолимпийской подготовки, недостаточный уровень конкурентоспособности сочинского курортно-туристского комплекса на международном туристском рынке, нехватка квалифицированных кадров и др. Возвращаясь еще раз к обсуждению данных проблем, авторы предпринимают попытку акцентировать внимание на чрезвычайной важности их решения, так как существующие риски в намеченный стратегический период могут в определенной степени негативно повлиять на намеченные планы развития не только города-курорта Сочи, но и всего туристско-курортного сектора в России. Сделан вывод о том, что ключевым вопросом остается вопрос совершенствования и укрепления институциональной системы стратегического управления развитием сочинской курортной агломерации как целостного образования, включающего федеральную территорию «Сириус».

Keywords: туризм, город-курорт Сочи, стратегирование, сочинская курортная агломерация, региональный турпродукт.


9.
Полный номер


10.
Обложка


Find


Journal is indexed by:


Journal is indexed by OAJI



© 2024 «Sotsial'no-ekonomicheskoe prostranstvo regionov»
All rights reserved.