Социально-экономическое пространство регионов
Создан редакцией научных периодических изданий Сочинского государственного университета
Russian (CIS)
English (United Kingdom)

№3, 25 сентября 2023


1. Е.К. Воробей
Колонка главного редактора

Социально-экономическое пространство регионов. 2023. 17(3): 151-152.


2. Е.К. Воробей, И.В. Пугачев
Разработка методики оценки потенциала развития сельского туризма в регионах России

Социально-экономическое пространство регионов. 2023. 17(3): 153-163.

Аннотация:
Предложен подход к оценке потенциала развития сельского туризма в регионах России на основании объективных количественных статистических показателей двух типов. Показатели первого типа, к которым относятся доля малых и индивидуальных предпринимателей в производстве продукции сельского хозяйства региона, а также эффективность деятельности таких предпринимателей, характеризуют производственные мощности регионального малого и индивидуального предпринимательства, занятого в сфере сельского хозяйства. Достаточно высокие производственные мощности сельскохозяйственного малого и индивидуального предпринимательства могут свидетельствовать о потенциальных возможностях расширения сферы деятельности данного сектора, например, за счет включения в нее различных видов туризма (такое явление действительно наблюдается в развитых странах Европы, где в структуре доходов фермеров выручка от туризма уже в несколько раз превышает доходы от производства сельскохозяйственной продукции). Показатели второго типа, к которым относится туристский поток на территорию региона, характеризуют туристскую привлекательность территории данного региона. По мнению авторов, сочетание возможностей малых и индивидуальных предпринимателей, рассматриваемых в качестве катализаторов экономического роста в сельском хозяйстве, и туристской привлекательности территории будет способствовать созданию конкурентоспособных продуктов сельского туризма и переключению части туристских потоков на новые виды туризма, связанные с аграрным сектором. В статье представлен авторский алгоритм оценки потенциала развития сельского туризма, который был апробирован на примере Краснодарского края и может быть использован для формирования перечня приоритетных (с точки зрения возможностей развития сельского туризма) регионов.

Ключевые слова: сельский туризм, потенциал развития, методики, регион, статистические показатели, малое предпринимательство, индивидуальное предпринимательство, туристский поток.


3. Г.Н. Зверева, Д.А. Гребнева, Д.Д. Мартынова
Перспективы развития промышленного агротуризма в Волгоградской области

Социально-экономическое пространство регионов. 2023. 17(3): 164-170.

Аннотация:
В статье проведен анализ развития промышленного туризма в мировой и национальной экономике. Было выявлено, что в последние несколько лет ряд регионов Российской Федерации, вошедших в пилотную федеральную программу по развитию промышленного туризма, продолжают активно ее развивать, что позволяет говорить об интересе к данному направлению туризма как организаторов, так и туристов. Отмечается, что на данный момент в России нет примеров создания полноценной региональной системы промышленного туризма в каком-либо субъекте. Однако, многие из них уже создают определенные элементы такой системы, одним из таких регионов является Волгоградская область. В статье анализируются особенности регионального развития промышленного агротуризма, обсуждаются проблемы и перспективы, влияющие на его расширение. Особый акцент авторы статьи делают на социальной значимости этого перспективного направления внутреннего туризма. Выделены факторы эффективного развития проектов агропромышленного туризма: демонстрация рабочих площадей, современной техники и технологии, процессов по изготовлению продукции, комплексность. На основе полученных данных предложены рекомендации прикладного характера по разработке агропромышленного тура в хозяйствующем субъекте производственной сферы агропромышленного комплекса региона.

Ключевые слова: промышленный туризм, сельскохозяйственный туризм, агропромышленный комплекс.


4. Е.В. Онищенко, В.Н. Шарафутдинов
Ключевые вопросы формирования стратегии и генерального плана развития города-курорта Сочи

Социально-экономическое пространство регионов. 2023. 17(3): 171-182.

Аннотация:
Статья посвящена обсуждению ключевых вопросов формирования и реализации новой стратегии и генерального плана развития Сочинской агломерации на период до 2044 года. На основе анализа нормативно-законодательной базы, исследований учёных, литературных источников и материалов, посвященных вопросам стратегирования социально-экономического и пространственного развития города-курорта Сочи в предолимпийский и постолимпийский период, выделены сложившиеся проблемы на данной территории: серьёзные пространственные, социальные, инфраструктурные, инженерные, транспортные диспропорции в результате стихийных процессов его урбанизации; несогласованность интересов федеральных собственников; утраченный курортный потенциал и другие, в целом, препятствующие его дальнейшему становлению как курорта-экополиса. В качестве важных задач, которые, по мнению авторов, должны решаться в пакете стратегических документов Сочинской агломерации, обозначены: оптимизация его пространственной структуры в направлении эффективного использования всех уникальных туристско-рекреационных ресурсов, разуплотнение береговой зоны Сочинской агломерации в условиях нарастающих турпотоков и численности местного населения, трансформация транспортной системы, переориентирование экономики «спроса» на экономику «предложения», внедрение агломерационной системы управления. Сделан вывод о необходимости создания на основе Сочинского государственного университета научно-образовательного кампуса мирового уровня с туристско-рекреационной направленностью в качестве интеллектуального ядра дальнейшего развития Сочинской курортной агломерации.

Ключевые слова: туризм, туристский сектор экономики, город-курорт Сочи, Сочинская агломерация, стратегия развития, генеральный план, стратегическое планирование, сочинский турпродукт.


5. А.П. Платонов, Л.С. Кочарский
Устойчивое социально-экономическое развитие «Сельские курорты Сочи как модель устойчивого туризма в контексте глобальных кризисов: практика и инновации»

Социально-экономическое пространство регионов. 2023. 17(3): 183-190.

Аннотация:
В статье рассматривается развитие сельских курортов в Сочи и то, как это может помочь перераспределить туристские потоки из прибрежной зоны в горные районы. Кроме того, устойчивый туризм в сельской местности позволяет минимизировать негативное воздействие на окружающую среду и приносит пользу местному населению, снижая уровень бедности. Сельские курорты Сочи могут служить хорошим примером устойчивого социально-экономического развития, поскольку они предлагают туристам новый опыт общения с природой, в то время как многие традиционные курорты страдают от перенаселенности и экологических проблем. Развитие сельских курортов может также повысить уровень занятости в регионе, способствовать развитию местных сообществ и восстановлению культурного наследия. Кроме того, устойчивые технологии и практики, такие как использование местных продуктов и строительство экологически чистых объектов, могут способствовать повышению качества жизни местного населения и сохранению природного разнообразия. Таким образом, государство и частные инвесторы могут сосредоточиться на развитии инфраструктуры и туристских услуг, которые будут способствовать устойчивому росту туризма и экономики в целом.

Ключевые слова: курорты, туризм, сельский туризм, этнотуризм, национальная политика, развитие сельских территорий, сельские курорты.


6. М. Ю А Самаана, А.Н. Полухина
Влияние туризма на развитие территорий и инфраструктуру туристских направлений

Социально-экономическое пространство регионов. 2023. 17(3): 191-196.

Аннотация:
В статье изучается влияние туризма на развитие инфраструктуры туристских дестинаций. Изучено понятие туризма. Отмечена важность индустрии туризма для экономики, особенно в привлечении валютных поступлений, влияющих на платежный баланс, что способствует созданию рабочих мест. С учетом того факта, что туризм в значительной степени зависит от человеческого труда, это способствует экономическому и социальному развитию. В исследовании обсуждается концепция инфраструктуры и важность туризма в ее развитии. Развитие инфраструктуры в результате экономического бума, вызванного туризмом, приводит к интеграции государственных и частных инвестиций. Исследование сосредоточено на Индонезии в качестве примера понимания влияния туризма на развитие инфраструктуры. Авторами изучено распределение бюджета на инфраструктуру в Индонезии. Развитие транспортного сектора обсуждалось на примере острова Бали в Индонезии, в связи с высокой долей затрат на его территории, и важной роли в обеспечении комфорта туристов.

Ключевые слова: туризм, инфраструктура, транспортная инфраструктура, Индонезия, Бали.


7. А.С. Шван
Реакция мастеров бьюти-индустрии на демпинговую конкуренцию: анализ и рекомендации для устойчивого развития бизнеса

Социально-экономическое пространство регионов. 2023. 17(3): 197-202.

Аннотация:
В последнее время все больше мастеров бьюти-индустрии сталкиваются с демпинговой конкуренцией для того, чтобы охватить большее количества клиентов на рынке бьюти-услуг в своем городе, а также для увеличения узнаваемости своего личного бренда. В связи с этим на рынке бьюти-услуг начинается неустойчивое развитие бизнеса, и мастера индустрии красоты неправильно реагируют на демпинговую конкуренцию. В данной статье исследуется, как мастеру индустрии красоты реагировать на демпинговую конкуренцию, какие методы необходимо применить для сохранения своей клиентской базы, что необходимо делать для того, чтобы новая клиентская база была целевой, платежеспособной и не приходила к бьюти-мастеру только из-за цены. Также приведены 5 рекомендаций, благодаря которым бьюти-мастер не только сможет сохранить, но и увеличить свою клиентскую базу без применения демпинговых методов ведения бизнеса. Такие рекомендации позволяют бьюти-мастеру быть устойчивым и развиваться при сильной демпинговой конкуренции. Статья раскрывает новое понятие на демпинговую конкуренцию у бьюти-мастера в индустрии красоты. Результат исследования может быть использован мастерами бьюти-индустрии для эффективной демпинговой конкуренцией и устойчивого развития бьюти-бизнеса.

Ключевые слова: мастер бьюти-индустрии, демпинг, демпинговая конкуренция, антидемпинговая политика, салон красоты, индустрия красоты.


8.
Полный номер


9.
Обложка


Поиск по сайту


Индексируется в:


Индексируется в OAJI



© 2024 «Социально-экономическое пространство регионов»
Все права защищены.